Пусть дана случайная величина а . Если ряд сходится абсолютно, то его сумма называется математическим ожиданием (м.о.) с.в. .
Свойства математического ожидания:
Случайные величины и называются независимыми, если для любых , имеет место равенство .
Модой д.с.в. называется ее наиболее вероятное значение.
Медианой ряда значений < <...< , которые с.в. принимает с вероятностями , , ..., соответственно, называется значение с таким индексом , что и Это означает, что приблизительно одинаково вероятно, продолжится ли процесс после медианы или закончится до нее.
Если математическое ожидание с.в. существует, то оно называется начальным моментом [] порядка с.в. :
Поскольку то из существования [] вытекает существование [] и, следовательно, существование всех начальных моментов порядка меньше
Математическое ожидание с.в. является ее первым начальным моментом:
Начальные моменты, мода и медиана являются характеристиками положения случайной величины.
Начальный момент [] д.с.в. можно находить как вес всего графа распределения с.в. :
Понятие математического ожидания случайной величины ввели в середине XVIIв. Гюйгенс и Схоутен.
Пример 66. Найти начальные моменты индикатора события .
Решение.
Пример 67. (Санкт-Петербургский парадокс: см. [52], с. 35-38.).
Бросаем монету до тех пор, пока не выпадет решка; если это произойдет при -м бросании, игрок получает из банка 2 долларов. Сколько следует заплатить игроку за участие в игре, чтобы игра стала безобидной?
Решение. Безобидность игры рассматриваем в классическом смысле: математическое ожидание чистого выигрыша должно быть равно 0.
Пусть = {величина выигрыша игрока}. Составим граф распределения для :
Следовательно, выигрыш игрока имеет бесконечное математическое ожидание, и игра стала бы безобидной при бесконечном взносе, что невозможно.
Решим эту задачу при естественном предположении об ограниченности ресурсов банка. Пусть в данный момент в банке имеется 100 тыс. долларов (2 = 131072 > 10, и условимся, что если решка впервые выпадет при 17-м бросании монеты или еще позднее, то банк отдает все имеющиеся у него в настоящее время доллары, т.е. 100 тыс. долларов. Тогда
Следовательно, при вступительном взносе игрока, равном 17,5 долларов, игра будет безобидной, а при большем взносе станет выгодной для банка.
Пример 68. Бросаем игральную кость до появления шестерки. Если это произойдет при -м бросании, то игрок получит приз в рублей. Какой вступительный взнос следует заплатить игроку, чтобы игра стала безобидной?
Решение. Пусть = {величина приза}, тогда с.в. имеет следующий граф распределения:
Итак, для того, чтобы игра была безобидной, вступительный взнос должен составлять 6 рублей.
Это пример геометрического распределения, для которого
где = 1, 2, ...
Центрированной с.в. называется отклонение с.в. от ее математического ожидания:
Центральным моментом порядка с.в. называется м.о. -й степени центрированной с.в.:
Для вычисления центральных моментов удобно использовать следующий граф:
Центральные моменты характеризуют рассеивание с.в. и выражаются через начальные моменты по следующим формулам:
Особое значение для практики имеет второй центральный момент , который называется дисперсией с.в. :
Для вычисления [] удобна следующая формула:
Свойства дисперсии:
Дисперсия имеет размерность квадрата с.в. Положительное значение квадратного корня из дисперсии называется средним квадратичным отклонением (или стандартным отклонением):
Впервые термины "стандартное отклонение" и "дисперсия" использовались К. Пирсоном в 1895 г. и Р. Фишером в 1920 г.
Пример 69. Найти центральные моменты индикатора события .
Решение.
Пример 70. Случайная величина Доказать, что и , если и если , то
Решение. Используя свойства математического ожидания и дисперсии, получаем
Вопросы для самоконтроля
Задачи
1 | 3 | |
0,2 | 0,8 |
0 | 2 | 4 | |
0,5 | 0,4 | 0,1 |
Найти характеристики положения и рассеивания случайной величины .