Далее: Список ссылок Вверх: Ярославль - флоренция русского Назад: "Город прекрасный, город счастливый"


Начинается история Ярославля

История Ярославля, как история всей России, полна героических и трагических страниц, страниц, которыми хочется гордиться, и страниц, полных печали и боли. На Волге и Которосли не один век бесчинствовали речные разбойники - ушкуйники См. Ушкуйники. По древним улицам Ярославля лилась кровь защитников города и его врагов, городские храмы помнят молебны Ополчения Смутного времени, по дороге на Москву скрипели обозы ополченцев, по замерзшей Которосли двигались отряды польских интервентов. Над Волгой и ее притоком Которослью пролетали снаряды Красной армии, взрываясь на колокольнях древних храмов. В небе Ярославля гудели фашистские бомбардировщики. Площади города хранят память о торжественных шествиях в честь посещения Ярославля монархами, а позже - о майских и ноябрьских праздничных шествиях и бурных митингах сторонников Народного фронта См. Народный фронт в Ярославле., как и о скорбных цепочках людей со свечами, зажженными в память о погибших в сталинских застенках.

В прошлые века город несколько раз полностью выгорал - это были печально известные "великие ярославские пожары", когда пламя, бушевавшее по обе стороны Которосли, смыкалось на середине реки См. Ярославские пожары. Ярославль выгорал - и отстраивался заново, никогда не сидели без дела ремесленники старинной Срубной улицы См. Срубная улица., торговавшие срубами - этакими полуфабрикатами домов, предтечами современного блочного строительства. Погоревав на пожарище, ярославские мужики перевозили на него новый сруб и ставили дом. А рядом с домом появлялась очередная церковь, каменная или деревянная, но всегда прекрасная.

В двадцатом столетии городу пришлось совсем худо. Ярославль в очередной раз сгорел во время злополучного восстания 1918 года, множество прекрасных зданий было разрушено в результате обстрела красными войсками. А потом пришли другие, но тоже злые времена, когда в тщетной попытке задушить русскую религиозность современные иконоборцы взрывали старинные церкви, а из икон сколачивали кормушки для скота1    См. Икона в ярославских храмах и музеях. Но к счастью, в отличие от многих других древних городов, в Ярославле было взорвано не все, и сегодня многочисленные туристы, отечественные и зарубежные, с восхищением разглядывают сохранившиеся сокровища. Сохранить их помогали современные подвижники - наши реставраторы и музейные работники. Они всегда были последними в ведомостях на зарплату и первыми в деле спасения русской культуры См. П.Д. Барановский, А.А. Егоров.

Историю Ярославля принято вести с 1010 года, хотя эта дата весьма условна и многократно оспаривалась специалистами. Назывался в этой связи и 1024 год, и 1026 - 1036. Некоторые даты выводились на основании простой логики: к 1024 году знаменитый ростовский князь Ярослав по прозвищу Мудрый закончил междоусобные войны, до этого ему, дескать, было не до основания городов. Потом стало поспокойнее, и можно было заняться градостроительством. Это предположение звучало бы убедительнее, если бы не подозрение, что Ярослав к тому времени был совсем в другом месте и вообще к основанию нашего города отношения не имеет. А название города - от имени языческого бога солнца Ярилы.

Но прежде чем перейти к истории собственно Ярославля интересно было бы посмотреть, как выглядел в то время остальной мир.

Это было то, что можно назвать седой древностью.

Правда, исландский викинг Эрик Рыжий уже открыл Гренландию, а его сын Лайф Эриксон доплыл до Америки - но до колумбовых времен еще века и века.

Еще не начались крестовые походы. Испанцы еще не отвоевали у арабов Испанию, германский король и император Генрих IV еще не совершил свое покаянное путешествие в Каноссу, нормандский герцог Вильгельм Завоеватель еще не предъявил свои права на английскую корону. Христианская церковь еще не раскололась на Восточную и Западную.

Но уже умерли несколько великих людей, чьи имена мы помним и сегодня. Примерно в те же годы в Иране окончил свои дни великий персидский поэт Фирдоуси. А под Бухарой в 1038 г. умер персидский философ и врач Ибн Сина, известный в Европе как Авиценна.

А что было тут, у нас? В 1015 г. умер великий креститель Руси Владимир I Святой. Один из его сыновей Святополк в период борьбы за власть убил двух других братьев Бориса и Глеба, которые потом стали первыми русскими святыми. А Святополк навсегда получил прозвище Окаянного. Еще один его сын Ярослав при жизни отца княжил в Ростове, затем в Новгороде, а затем после долгой борьбы занял киевский стол. Совершил многие победоносные походы на Польшу, на чудь, на печенегов, воевал и с Византией, укреплял Русь, обезопасил ее границы. Был в родственных отношениях с французским, норвежским и другими королевскими домами. В общем, по праву заслужил прозвище Мудрого.

Выше уже отмечалось, что место, на котором Ярославль возник, было заселено, вероятно, много столетий до этой даты. Вот как об этом говорится в древней рукописи:

"При брезе реке Волги и Которости лежащее некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль и сие место бысть зело пусто зане высокая древеса растуща, да травяны пажити точию обретахуся. Человек же обители единой бысть. И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человеце, поганыя веры - языцы, зли сущее. И вельми страшно место сие бысть, зане они человецы живяше точию по своей воли, яко мнози и грабления и кровопролития верным твориша".

Красивая легенда гласит, что Ярослав во главе своей славянско-скандинавской дружины покорил на этом глухом месте, которое весьма справедливо называлось Медвежий угол, это разбойничье языческое племя, грабившее проплывавших по Волге купцов. Племя это поклонялось медведю, и в надежде освободиться от нежеланных "гостей" язычники выпустили на Ярослава содержащуюся в клетке священную медведицу. Но Ярослав, гласит предание, эту медведицу убил, чем окончательно доказал местным жителям, что им придется покориться могущественным пришельцам. Столетия спустя, в XVII веке эта легендарная медведица появилась на гербе Ярославской губернии, причем на плече она несла орудие собственного убийства. До этого на гербе Ярославля красовались рыбы. В наши дни во дворе Спасо-Преображенского монастыря, ставшего музеем-заповедником, живет, к радости ярославской детворы, дружелюбная медведица Машка, своим существованием как бы подтверждающая, что когда-то так оно все и было См. Ярославский герб . .Ну, что ж, давайте будем верить Машке, а то историки никак не сойдутся во мнениях, так ли уж точно все это происходило!

Но если верить все той же легенде, Ярослав собственноручно поставил часовню по другим сведениям - крест во имя святого пророка Илии на "Стрелке" - узком мысе, месте впадения в Волгу небольшой реки Которосль См. Которосль: история названия. Вряд ли эта часовня продержалась долго, она была сменена церковью, тоже деревянной, за ней последовала другая, пока, наконец, в середине XIX века здесь не встала каменная Ильинско-Тихоновская, существующая до сих пор См. Ильинско-Тихоновская церковь. Если легенда - не вымысел от начала и до конца, то перед нами редкий случай, когда можно топнуть ногой и сказать: вот отсюда, с этих метров есть пошел Ярославль См. памятник Ярославу.

Конечно же, Ярославль возник здесь не случайно. Место это имело важное стратегическое значение. Отсюда по реке Которосль шел прямой путь в столицу Ярослава - Ростов Великий, а по Волге проходил важный торговый путь. В это время славяне стремились поставить города-крепости во всех таких точках. Недаром скандинавы называли тогда Русь "Гардарика" - "государство градов".

Но роль Ярославля не исчерпывалась только лишь его значением как форпоста. Известный знаток ярославской истории и культуры профессор Е.А. Ермолин подчеркивает, что с самого начала Ярославль претендовал на эстетическое первенство в России. Он пишет:

"На холме, ограниченном Волгой и впадающей в нее Которослью, а с третьей стороны - Медведицким рвом-оврагом. развернулись ключевые события начальной истории, граничащие с мифом. В мифологической проекции ярославский холм суть мировая гора, сокровенная могила долетописных времен, главное Велесово капище и извечная Велесова родина. Сакральная мистерия разыгралась, согласно ветхой легенде, при основании Ярославля у подножия святого холма, в Медведицком овраге. В космическом поединке, воспроизводившем перипетии основного мифа о противоборстве небесного и земного богов, сошлись медведь-Велес и князь Ярослав Владимирович".

Как видим, в свете сказанного совсем иначе выглядит и знаменитый поединок Ярослава с медведем, и вполне вероятно, что то, что нынче рассказывают экскурсоводы - это всего лишь упрощенное истолкование космических событий тысячелетней давности.

Маленькое селение на Стрелке было обнесено бревенчатой стеной - "Рубленым городом", и в этих границах оно существовало лет двести. Но к XIII веку городу стало тесно в своих стенах, и вокруг стали возникать ремесленные и торговые слободы. См. Ярославские слободы.

Первое каменное здание - Успенский собор - было построено на Стрелке, и сразу на многие столетия собор стал архитектурной и духовной доминантой города. Ни одно сколько-нибудь значимое событие не проходило без его участия. Собор разрушался, перестраивался, снова разрушался, пока не появилось здание XVI, а за ним и XVII века. Оно тоже многократно перестраивалось и к ХХ веку уже было сильно изменено, оставаясь, тем не менее, этаким крестиком на чётках - цепочке храмов, расположенных по Волге и Которосли: именно к нему все они как бы стекались. Вероятно, потому большевики его и взорвали в 1937 году: уж очень заметным, исторически и архитектурно значительным казался этот собор, бывший своего рода визитной карточкой Ярославля для проплывающих по Волге судов. Надо ли говорить, что в атеистическом государстве церковь как символ города - это было нестерпимо для власть предержащих.

С его исчезновением порвалась связка ярославских храмов, "крестик" навсегда пропал. Говорят, что когда его взрывали, храм якобы изо всех сил сопротивлялся: первый взрыв заставил здание только приподняться, но оно снова село на место, и только новый взрыв завершил черное дело.

Неудивительно, что все громче и громче раздаются голоса тех, кто хотел бы увидеть этот храм восстановленным на прежнем месте. Нынешний губернатор А.И. Лисицын - один из энтузиастов этой идеи. Уже нашелся спонсор, известный московский меценат Виктор Тыртышкин, готовый вложить в эту постройку свои средства. Теперь уже ясно, что через не такое уж долгое время храм возникнет на Стрелке снова. Конечно, это будет, выражаясь языком специалистов, "новодел", но зато черное дело все-таки хоть как-то будет поправлено: построили же в Москве заново главный храм России, вот и мы. В конце концов, сколько раз русские храмы горели, падали, рассыпались в прах, а потом на их месте появлялись новые, совсем не обязательно такие же, как прежние, и через пару сотен лет на них уже можно было смотреть как на исторический памятник. См. Успенский собор.

А пока на месте уничтоженной святыни стоит скульптурная композиция - ветхозаветная Троица, произведение местных скульпторов Н. Мухина, И. Трейвуса и Е. Пасхиной. См. Скульптурная группа "Троица"..

Однако вернемся к истории нашего города. В 1218 году Ярославль становится центром самостоятельного Ярославского княжества. Константин Всеволодович, князь ростовский, перед смертью раздал свои земли трем малолетним сыновьям. Старшему, десятилетнему Васильку достался Ростов, трехлетнему Владимиру Углич, а восьмилетнему Всеволоду - Ярославль. Насколько мудрым было такое решение, сказать сегодня трудно. Наверно, оно было оправданным, раз этого русского короля Лира, как раньше Ярослава, прозвали Мудрым. Но, конечно же, Ярославским княжеством долгое время управляли бояре и дядя малолетних детей - Владимирский князь Юрий Всеволодович.

Какая часть наследия отца досталась нашему юному Всеволоду? Довольно значительная, потому что кроме Ярославля ему отводилась еще и Молога, город с трагической судьбой, ведущий свою историю с XII века См. Трагедия Мологи. .

По-видимому, поначалу город развивался быстро и благополучно. Но уже в 1237-1238 годах город выжжен и разграблен монголо-татарскими захватчиками. Как и другие русские земли, Ярославль сначала отчаянно сопротивлялся порабощению. В 1238 г. в битве на реке Сить, не столь далеко от Ярославля, русские были разгромлены Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович был убит, и немудрено: ни один русский князь не пришел ему на помощь, каждый думал только о себе. Ни один, кроме сыновей Константина Мудрого, которые к тому времени уже были молодыми воинами. Увы, и Василия, и Всеволода постигла та же печальная участь. Позже, в 1257 году ярославцы снова попытались освободиться от ига, не допустили в Ярославль ханских переписчиков и дали захватчикам еще один бой на холме под Ярославлем. И снова были разбиты и понесли огромные потери. Погиб и ярославский князь Константин. Считается, что это событие произошло на так называемой Туговой горе, которая на сегодняшний день уже вошла в границы самого Ярославля. См. Тугова гора.

А дальше события развивались так. Племянница Константина, наследовавшая ему, Мария Васильевна вышла замуж за можайского князя Федора Ростиславича Черного. Это имя очень много значит в истории ярославской земли См. Федор Черный. В 1299 году князь Федор скончался и был похоронен в ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Православной церковью Федор причислен к лику святых, как и наследовавший ему его старший сын Давид с братом Константином Мощи этих трех святых при советской власти хранились в музее и недавно снова возвращены церкви. Сейчас они находятся в кафедральном соборе иконы Федоровской Божией матери.

Но еще раньше, до битвы на реке Сить в ярославской истории появилась одна любопытная страница. Умер, не оставив наследников по мужской линии, князь Василий Всеволодович, и княжение, вопреки традиции, перешло к двум женщинам, его вдове Ксении и его дочери Марии. К этому тандему добавилась еще и жившая тогда вдова Всеволода Константиновича Марина. Три женщины во главе русского княжества в XIII веке - согласитесь, это было нечто.

Но со временем первенство перешло к одной из трех дам, Марии Васильевне, которая, как уже было сказано, и вышла замуж за можайского князя Федора Ростиславича Черного.

Но вот наступают времена, когда Русь начинает освобождаться от вассальной зависимости. В 1380 году ярославцы вливаются в войско, разгромившее на Куликовом поле полчища Мамая. Ярославскую дружину возглавлял князь Василий Васильевич, правнук Федора Ростиславича Черного. В историко-архитектурном музее Ярославля хранится икона, на которой уже в XVII веке было изображено это славное событие: и как собирались русские войска, и как они шли в поход, и как, наконец, дали сражение.

Дадим попутно маленькую любопытную справку. Битва на Куликовом поле еще не означала освобождение от вассальной зависимости Руси. С обеих сторон в битве участвовали русские и татары, причем "наши" защищали пока еще интересы хана Тохтамыша против Мамая, претендовавшего на золотоордынский трон. Тем не менее, разгром Мамая явно приблизил свободу Руси.

В 1314 году происходит знаменательное культурное событие, которое еще больше повышает престиж Ярославля: город обретает чудотворную икону Толгской Божией Матери. См. Обретение иконы Толгской Божией матери. Именно эта икона послужила основанием для закладки одного из самых знаменитых русских монастырей - Толгского См. Толгский монастырь.

Но еще в начале XIII века прямо у самого Рубленого города появился могущественный и богатый Спасо-Преображенский монастырь - грозный и не всегда мирный сосед Ярославля. В наши дни это - самый центр города, а тогда была окраина. Город и монастырь, бывало, крупно ссорились, а все-таки в дни лихолетья горожане не раз спасались за монастырскими стенами. Конечно, эти стены выглядели тогда совершенно иначе, ведь они поначалу были деревянными См. Спасо-Преображенский монастырь.

Ярославская земля быстро набирает мощь. Федор Черный владел уже, помимо Ярославского, еще и княжествами Смоленским, Брянским и Переяславским, а это много больше, чем имел тот же князь Московский. И кто знает, продолжайся так еще пару столетий, и историки говорили бы не о Московской, а о Ярославской Руси, собравшей вокруг себя русские земли.

Но, как мы знаем, все проходит, постепенно умаляется и значение Ярославля. История пошла другим путем. В 1321 году князь Давид Федорович отдал Ярославские земли одному сыну, а Мологские - другому, и это было началом дробления великого княжества и, естественно, падения его роли. У сыновей Давида рождались свои сыновья, и каждый получал свой надел, и так оно шло и шло, пока от огромной единой территории остались какие-то клочки.

В 1463 году сократившееся в размерах и потерявшее прежнее влияние княжество входит в состав Московского государства. Последний ярославский князь Александр Федорович, непочтительно прозванный Брюхатым, меняет княжество на земли в княжестве Московском и тем прекращает самостоятельную политическую жизнь своей вотчины. Правда, до своей смерти в 1471году он все-таки княжеством еще управляет, но после уже московский князь Иван Третий поручает управление посылаемым из Москвы наместникам.

Надо признать, что присоединение к Москве явно пошло Ярославлю на пользу. Постепенно значение нашего города на Руси заметно вырастает. По населению это один из крупнейших русских городов, больше только Москва, Новгород Великий и Псков См . Население Ярославля. В XVI веке, во времена Ивана Грозного, это уже торговый центр, средоточие кожевенного, ткацкого дела и рыболовного промысла.

Так что недаром Иван Грозный благоволил к Ярославлю, несколько раз бывал здесь, вносил богатые вклады в монастыри. Правда, бывало, что Иван попадал в Ярославль не совсем так, как бы ему хотелось: например, сюда он однажды бежал от осаждавших Москву полчищ крымских татар.

Впрочем, ярославские земли знали и другие имена. До сих пор существует поселок Курба, имение воеводы Андрея Михайловича Курбского, сначала любимца Ивана Грозного, а затем его злейшего врага. Помните известные строчки из поэмы А.К. Толстого:

Князь Курбский от царского гнева бежал,

С ним Васька Шибанов, стремянный.

Дороден был князь, конь измученный пал.

Как быть среди ночи туманной?

Ярославцем был и Фома Колычев будущий митрополит Филипп, бесстрашный обличитель злодеяний Ивана, за что и был в конце концов задушен опричниками.

В XVI веке вокруг города создаются земляные валы - появляется "Земляной город" - ярославский посад. Кстати, именно тогда и Спасо-Преображенский монастырь обзаводится каменными стенами, что делает его фактически ярославским кремлем и центром политической жизни всего края. У самого Ярославля каменных стен никогда не было, каменными были только боевые башни, и тем не менее, это - один из крупнейших городов всей Руси. Сегодня от укреплений древнего Ярославля в центре города остались в сильно измененном виде три башни, и одна из них - Знаменская См. Знаменская башня.

Во многом расцвет Ярославля обязан благоприятному расположению города. Спасибо Ярославу Мудрому: он очень удачно выбрал место - на большой Московской дороге. Здесь сходятся все пути на Запад, на Север и на Восток. С XVI века начинается северная торговля с Англией. Англичане получают от Ивана Грозного право свободно торговать с Россией и провозить товары через Россию. Для перевалки своих товаров англичане выбирают Ярославль. За англичанами последовали голландцы и немцы, французы и испанцы. Через Белое море и Северную Двину товары плывут в Поволжье, в Москву, а там и в Азию. К западу открывается дорога в район Ладожского и Онежского озер, к востоку - в Поволжье, в завоеванные Астраханское и Казанское ханства, в Сибирь, Среднюю Азию и далее в Персию и Индию. Торговля шла хлебом, рыбой, кожами, льняными тканями, полотнами, солью и много чем еще. По сбору торговых пошлин в XVII веке Ярославль - на третьем месте, после Москвы и Казани. Иностранцы строят в Ярославле палаты, погреба и амбары и живут тут "без съезда", то есть постоянно. Здесь более тридцати подворий "разных немец".

С Запада к нам шли, главным образом, так называемые колониальные товары: пряности, сахар, вина, мануфактура - сукно, тафта, атлас, но также металл и изделия из него, оружие, посуда, бумага и т.п. Непосредственно из Азии привозили драгоценные камни, жемчуг, бирюзу, шелк. Особенно стоит обратить внимание на хлопчатобумажные ткани - белые, крашеные и набивные, которые у китайцев назывались "читы" или "шиты", а русские произносили "цыцы", позже - "ситцы". См. Ярославль на торговом перекрестке мира..

Конечно же, ярославцы и сами умели многое. С давних времен по всей Руси славились ярославские ремесленники, архитекторы и иконописцы. Трудно даже перечислить характерные для Ярославля ремесла: тут и каменщики, и плотники, и гончары, и серебренники, и кузнецы, и медники, мастера резьбы по дереву и по росписи на тканях, шубники и рукавичники и т.д. и т.п. В общем, около ста ремесел. В ярославских слободах делали зеркала и мыло, белили холсты и изготовляли знаменитые ярославские цветные изразцы. Великий Гоголь обессмертил лихую "птицу-тройку", которую создал "ярославский расторопный мужик". Ясно, что такой ярославской сметливости немало помогало движение через Ярославль купцов, товаров и, естественно, информации.

А купцы были знатные, именитые. В Ярославле во времена второго Романова - Алексея Михайловича жила шестая часть купцов Государевой сотни, а это самые значительные купцы всей Руси.

Но материальных следов даже от XVI века, не говоря о более ранних, осталось мало. Неудивительно: каменного строительства тогда почти не было, а деревянные здания дожить до нашего времени не могли бы, даже уцелей они во время страшных Ярославских пожаров См. Ярославские пожары. .

И все-таки один "житель" XVI века у нас есть - это Спасо-Преображенский собор в монастыре, которому он и дал название См. Спасо-Преображенский собор.. Другие здания того времени сохранились в фрагментах или в сильно перестроенном виде. Пострадал от времени и собор, но реставраторы постарались приблизить его внешний вид к шестнадцатому веку.

К середине XVI века относится основание Казанского монастыря. От той поры в монастыре не осталось ничего, но сам монастырь, после долгих лет запустения, возрождается прямо на наших глазах См. История Казанского монастыря..

В XIV - XVI веках особенно разрастаются ярославские слободы - это поселения вне городских стен, но с городом связанные экономически и административно. Слово "слобода" происходит от "свобода", в диалектах и сейчас можно услышать слово "ослободить". Имелась в виду свобода от городских налогов. Читатель еще встретится с названиями большинства ярославских слобод. Все они к настоящему времени давно вошли в состав собственно Ярославля. Подробно об их истории можно прочесть в увлекательной книге Н.В. Дутова "Ярославские слободы" 2004. А об их "говорящих названиях" - см. "Ярославские слободы"..

Особенно преуспевал Ярославль в XVII веке. Правда, сначала он со всеми остальными русскими землями прошел через разорение, пожары и смерти Смутного времени. Трудно даже представить себе, как выглядел Ярославль, когда на его улочках кипели рукопашные бои, когда город неоднократно горел, и некому было погребать трупы своих и врагов. Голод, предательство, стойкость и героизм прочно вплелись в историю Ярославля - см. вторую часть данной книги. Упомянем здесь лишь два немаловажных факта: Москву от польско-литовских захватчиков активно помогало освобождать ополчение Минина и Пожарского, собранное, вооруженное и организованное в Ярославле См. Ополчение Минина и Пожарского в Ярославле. И второе: первый царь династии Романовых фактически начал правление здесь, в Ярославле См. Михаил Романов в Ярославле. .

Но после разорительных войн Смутного времени начался период бурного каменного строительства. Дошедшая до наших дней церковь Николы Надеина построена в 1620 году и стала символом духовного возрождения России. См. церковь Николы Надеина.

Недаром XVII век называют золотым веком Ярославля. Второй по величине город после Москвы. Третий по сбору торговых пошлин после той же Москвы и Казани. Много иностранных купцов. До ста различных ремесел.

Удивительно ли, что до сих пор на территории Ярославля находят немалые зарытые клады. Мы никогда не узнаем, почему их владельцы не сумели ими воспользоваться: ведь периоды относительного благополучия так часто сменялись совсем другими временами...См. Клады в Ярославле.

Вторая половина XVII века - это время деятельности знаменитого митрополита Ионы Сысоевича См. Иона Сысоевич. Более полусотни церквей появляется только в самом Ярославле, и каких церквей! Те, что сохранились до наших дней, являют собой гордость русской архитектуры. Упомянем только некоторые из них.

По обе стороны от монастырских стен стоят две такие церкви. На въезде в древний центр Ярославля со стороны Москвы - нарядная краснокирпичная церковь Богоявления, построенная в самом конце XVII века, за свою яркую красоту прозванная "Ярославской невестой". По другую сторону от монастыря, ближе к Волге - церковь Михаила Архангела. Еще дальше к Волге - церковь Спаса на Городу, за ней, на берегу Медвежьего оврага - церковь Николы Рубленый Город, дальше до 1937 года стоял Успенский собор. . Если двигаться дальше по Волжской набережной, то мы увидим Митрополичьи палаты - .дворец Ионы Сысоевича, подалее - церковь Рождества Христова, на Ильинской площади в сотне метров от набережной - церковь Ильи Пророка, а на самой набережной, заслоненная современным зданием - церковь Николы Надеина. Ближе к мостам через Волгу - церковь Благовещения. На Которосльной набережной нельзя обойти вниманием церковь Николы Мокрого.

И это еще далеко не все. Стоя на Стрелке через Которосль, на другом берегу можно различить невероятной красоты ансамбль в Коровниках, а много правее, тоже в Закоторосльной части города - всемирно известный храм Иоанна Предтечи. Еще правее - высокий шпиль церкви Петра и Павла при Большой Мануфактуре. Правда, это уже XVIII век. В другом конце города - церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке.

Но ведь и это - только сохранившиеся церкви. Есть еще несколько храмов, которые сейчас - в плачевном состоянии. И еще много тех, которые уничтожены совсем недавно, в тридцатые годы ушедшего столетия. Обо всех храмах и зданиях, что перечислены выше, сказано в ссылках во второй части этой книги [перейти]. А об уничтоженных постройках можно прочесть в безупречно изданной в 1999 году книге Е. Анкудиновой и Т. Рутман "Утраченные святыни Ярославля", подлинном мартирологе наших безвозвратных потерь.

От XVII века в Ярославле сохранились не только церкви. Одно из самых известных любителям архитектуры зданий - дом Иванова на углу улиц Б. Октябрьской и Чайковского См. Дом Иванова. .Уже упоминались Митрополичьи палаты. Есть еще палаты митрополита в Спасо-Преображенском монастыре.

В середине XVII века Русь пережила величайшее потрясение - раскол Православной церкви, не преодоленный до сих пор. Раскол был связан с именем честолюбивого, властного и жесткого патриарха Никона, железной рукой проводившего церковные реформы, которые не приняла значительная часть населения. Разумеется, раскол затронул и Ярославские земли. До сих пор в Ярославле и области сохраняются общины старообрядцев, исповедующих православие по до-никонианским обрядам. В Ярославле им передан церковный ансамбль в Коровниках См. ансамбль в Коровниках.

Но Ярославль имеет и более непосредственное отношение к драме раскола. Патриарх Никон, в конце концов отправленный в ссылку на север страны, был позже возвращен, но до Москвы из ссылки не доехал и умер на струге, который остановился на Которосли напротив церкви Михаила Архангела См. церковь Михаила Архангела.

Как ни странно на наш нынешний взгляд, весьма благополучный Ярославль многие столетия служил и местом ссылки неугодных Москве лиц. Надо думать, наш город тогда считался достаточно удаленным от Москвы, чтобы ссылка не казалась медом, но не столь уж и далеким, чтобы изгнанные не могли надеяться на изменение судьбы в лучшую сторону. Ссылку в Ярославль иной раз можно было в известном смысле считать почетной. Иван Грозный переселял сюда богатых новгородских купцов, В XVII веке сюда сослали митрополита Иону, в XVIII веке - опального временщика герцога Бирона См. Бирон в Ярославле. После разгрома Петром Первым стрелецкого бунта в Ярославль к уже жившим тут стрельцам добавились новые, высланные из Москвы с семьями. Впоследствии стрельцы смешались с местным населением. Но улица, на которой они жили, долгое время называлась Стрелецкой теперь она - ул. Ушинского.

Жили здесь и поляки времен Смуты, а с ними и сама Марина Мнишек, один из интереснейших персонажей Смутного времени. Она жила здесь с отцом Юрием, воеводой Сандомирским, всего с 375 поляками См. Марина Мнишек в Ярославле. В Спасо_Преображенском монастыре жил сосланный сюда дед Петра Первого Кирилл Нарышкин, постриженный в монахи во время стрелецкого бунта. Подробнее - См. Ярославские тюрьмы.

Но вот пришел XVIII век, эпоха Петра Первого. На карте России появился Санкт-Петербург, купеческие караваны и корабли пошли другими путями, и хотя Ярославль оставался крупным экономическим центром, роль его все же стала заметно меньше. Купцы сменили адреса, каменное строительство резко сократилось См. Петр Первый и Ярославль.

И тем не менее, жизнь продолжалась. В Ярославле в начале века - свыше 16 тысяч жителей. Под началом Максима Затрапезнова См. Затрапезновы. с сыновьями при прямом содействии Петра Первого в Ярославле появилось крупное по тем временам предприятие - Ярославская Большая Мануфактура, ныне - комбинат технических тканей "Красный Перекоп". Возникают и другие "мануфактуры", т.е. фабрики и "заводы" - шелковые, свинцовобелильные, шляпные, а также оружейный двор См. Ярославская промышленность. Благодарные Затрапезновы строят рядом со своей мануфактурой церковь Петра и Павла, напоминающую Петропавловскую церковь в любимом детище Петра - Санкт-Петербурге См. Церковь Петра и Павла при Большой Мануфактуре. В первой половине XVIII века строится пышное здание, позже восстановленное И.А. Вахрамеевым См. дом Вахрамеева на Плацпарадной.

Не последнее место в России занимал Ярославль и в области культуры и искусства. В 1750 году в амбаре своего отчима купца Полушкина актер Федор Волков поставил с помощью первых русских актеров пьесы, которые теперь считаются первыми постановками русского национального театра См. Ф.Г. Волков.

А несколькими годами раньше в Ярославле открылась Славяно-латинская семинария, и это было начало длинной цепочки учебных заведений города. В конце XVIII века появилось народное училище, позже ставшее гимназией.

История сохранила нам несколько любопытных сведений о том, как жили и как выглядели наши предки, современники Затрапезновых Затрапезновы., Федора Волкова, - ярославские купцы и обыватели См. Ярославский быт прошлых веков

Вторая половина XVIII века - это время Алексея Петровича Мельгунова, интереснейшей личности, много сделавшей для Ярославля. При Екатерине Второй он стал наместником Ярославского края. Ему мы обязаны расцветом всей этой части России и особенно - самого Ярославля См. А.П. Мельгунов.

Время Мельгунова - это время полной перепланировки Ярославля. Теперь город получает новый центр - Ильинскую площадь См. Ильинская площадь и Присутственные места. Появляются такие значительные каменные постройки, как "Дом призрения ближнего" См. "Дом призрения ближнего".

В 1767 году Екатерина Вторая, путешествуя по Волге, останавливается и в Ярославле. Все слышали про потемкинские деревни и про то. как матушке императрице нравилось думать, что в ее империи народ благоденствует. Однако следующая ее запись все-таки, по-видимому, имеет под собой некоторые основания:

"Здесь народ по всей Волге богат и весьма сыт, и хотя цены везде высоки, но хлеб едят и никто не жалуется и нужду не терпит. Хлеб всякого рода здесь так хорош, как еще не видали, по лесам везде вишни и розы дики, а леса много нет, как дуб и липа; ...Одним словом, сии люди Богом избалованы. Все есть и все дешево".

Война 1812 превратила Ярославль в едва ли не прифронтовой город. Сюда потекли толпы беженцев, здесь появился Главный военный госпиталь См. "Дом Болконского". Сюда из Москвы перевезли ценности московских монастырей. Даже московский градоначальник Ростопчин после занятия Москвы французами оказался здесь со всей своей семьей. Ярославский губернатор М.Н. Голицын возглавил комитет местного ополчения - "Ярославскую военную силу", а генерал Я.И. Дедюлин с этой "военной силой" участвовал в боях, в том числе и за пределами России См. Дом "Ярославской военной силы".

XIX век - это век бурного развития промышленности Ярославля. К концу века он в России - на восьмом месте по количеству рабочих. Появляются целые семьи крупных капиталистов - прежде всего это Вахрамеевы, См. И.А. Вахрамеев, Карзинкины, Оловянишниковы, Дунаевы, Пастуховы. В середине XIX-го века, указывает Н.В. Дутов, кузнецы "ковали" Норской слободы изготавливали до одной трети всех гвоздей в России.

Ярославль становится крупным железнодорожным узлом. Свою долю вносит и купечество. Один за другим строятся гостиные дворы

Серьезно повышается культура города и увеличивается число образовательных учреждений. В Ярославле открывается "Демидовское высших наук училище", которое позже стало Демидовским юридическим лицеем - одним из немногих высших учебных заведений России за пределами двух столиц См. Демидовский юридический лицей. Именно здесь начинается преподавательская и научная деятельность знаменитого педагога К.Д. Ушинского См. К.Д. Ушинский

В XIX веке, еще в пушкинские времена, в Ярославле появляется первая газета - "Ярославские губернские ведомости".

В конце века ярославцы уже могли доехать до Москвы по железной дороге. Строится мост через Волгу См. Мосты в Ярославле. В центре города появляется водопровод, в 1860 году - телеграф. В 1894 году появляется телефон - поначалу на сто номеров. А в 1900 году по городу пошел первый трамвай, так что наш трамвай - ровесник века, как и писали совсем недавно на бортах некоторых вагонов сегодняшнего трамвая. Первая трамвайная линия соединяла Московский вокзал и Волжскую пристань См. Трамвай в Ярославле.

В 1898 году вышел первый номер газеты "Северный край".

Ярославль продолжает свою традиционную функцию - ведь его выгодное географическое положение никуда не делось. Россия пользуется Ярославлем как важнейшим перевалочным пунктом, особенно нужным северной части страны. Как говорилось, русский север получает через Ярославль все, от хлеба до огурца.

Конечно, проблем хватало всегда. Ярославские земли малоплодородны, поэтому крестьяне нередко отправлялись на заработки в другие края России См. Ярославские отходники.

Богатеющий город быстро застраивается каменными домами, некоторые из которых и сегодня составляют архитектурную славу Ярославля. Путеводители по Ярославлю редко проходят мимо Дома общества врачей на Волжской набережной См. Дом общества врачей, Гостиного двора на Первомайской улице См. Гостиный двор., дом Вахрамеева на ул. Собинова См. Дом Вахрамеева на ул. Собинова, дома "Ярославской военной силы" См. Дом "Ярославской военной силы", .дом Горяинова на Республиканской ул. См. Дом Горяинова. и многие другие.

Строятся и новые храмы. Одни из них следуют новым классицистическим канонам - например, Ильинско-Тихоновская церковь на Стрелке См. Ильинско-Тихоновская церковь., другие стремятся увязать новую архитектуру с прославленными храмами времен Ионы Сысоевича. Не всем это удавалось, но Сретенская церковь См. Сретенская церковь .и часовня Александра Невского См. часовня Александра Невского город явно украшают.

Но вот приходит век ХХ с его революциями, двумя мировыми войнами и прочими катаклизмами. Начинаются трудные, а порой и трагические времена.

Но поначалу все было не так уж плохо. Российский капитализм быстро набирал силы, и Ярославль здесь был не на последнем месте. В хорошем темпе росла промышленность, а значит увеличивалось число рабочих. Открывались крупные банки, в том числе зарубежные. Успешно вошла в ярославскую среду нефтяная фирма Нобеля. Расцветал ряд пароходных компаний. Росла торговля. В 1911 году было решено ввести всеобщее начальное обучение.

Из трагических событий начала века нельзя обойти вниманием антисоветский мятеж 1918 года, повлекший за собой огромные человеческие жертвы и разрушения. Центр города был занят восставшими, а красные войска обстреливали их из-за Волги и Которосли. Целые районы Ярославля выгорели до тла. Население города сократилось многократно, что естественно, если знать, что почти тридцать тысяч жителей осталось без крова. Сгорел Демидовский лицей со своей замечательной библиотекой, уступавшей только Московскому университету, погибли в огне два десятка фабрик и заводов См. Мятеж 1918 г..

Но, как и прежде, после очередной беды город поднялся и окреп. Возникли крупные заводы - Нефтеперерабатывающий, Моторный, Шинный, Дизельной аппаратуры и многие другие. Намного раньше, чем в Западной Европе, на нашем заводе синтетического каучука была получена его промышленная партия. См. Ярославская промышленность.

Не обошли Ярославль и сталинские чистки. Около пяти тысяч ярославцев было арестовано и сослано в лагеря, пятьсот из них расстреляны, многие погибли уже в лагерях. До сего дня то тут, то там в окрестностях Ярославля обнаруживаются тайные захоронения жертв террора. Среди пострадавших были лучшие люди города, хозяйственники, инженеры, работники культуры.

Перед самой страшной войной, какую знало человечество, Ярославский край постигла еще одна беда: в апреле 1941 года началось заполнение Рыбинского водохранилища или, как его называли тогдашние борзописцы, "Рыбинского моря". Через семь лет, когда заполнилась водой огромная территория, край лишился города Мологи, нескольких древнейших русских городов, под воду ушли известнейшие храмы и монастыри. Но в первую очередь были искалечены судьбы тысяч и тысяч насильственно переселенных мологжан См. Трагедия Мологи.

Во время Великой Отечественной войны город превратился в мощный тыл, делавший все, что можно, для Советской армии. В нем были устроены крупные госпитали, сюда приехали многие ленинградцы, эвакуированные из осажденной северной столицы. Многие из истощенных людей умерли уже здесь и навсегда остались на ярославской земле На территории Казанского монастыря им поставлен скромный памятник. Враги не дошли до Ярославля, но война обожгла и его. Главным объектом нападения был Рыбинск с его электростанцией и водохранилищем, но доставалось и Ярославлю. Первый раз его бомбили 6 ноября 1941 года, перед самым ноябрьским праздником. На него сыпались бомбы, предназначавшиеся прежде всего для стратегически важного моста через Волгу, но нередко попадавшие в жилые дома. Еще несколько лет назад существовала ограда микрорайона, называвшегося по имени советского деятеля "Бутусовским поселком", главным украшением которой были оболочки небольших зажигательных бомб.

Тем не менее, город рос. Если после пожара 1918 года в Ярославле оставалось около семидесяти тысяч жителей, сейчас нас - более шестисот тысяч См. Население Ярославля. Правда, как и по всей стране, рождаемость в городе падает, и население, увы, сокращается.

Что представляет собой наш город сегодня? Крупный волжский город, промышленный и культурный центр Верхневолжья. Наиболее широко известны Нефтеперегонный, Шинный и Моторный заводы, завод Дизельной аппаратуры, но заводов в Ярославле - многие десятки. Особенно заметен Ярославль как центр химической и машиностроительной промышленности страны.

В экономическом отношении - гораздо лучше, чем во многих соседних городах и областях. Достаточно сказать, что по обеспечению качества жизни населения Ярославская область - на шестом месте среди 89 субъектов Федерации, впереди только обе столицы, Татарстан, Чувашия и Белгородская область. Условия, созданные для подрастающего поколения, тоже выше, чем у соседей. Наша программа для сельских школ "Школьный автобус" была рекомендована Министерством образования России для внедрения в других регионах. В ближайшие годы у нас осуществятся уникальные проекты - будет построен центр травматологии и перинатальный центр с самым современным оборудованием, который, несомненно, будет содействовать улучшению сегодняшней печальной демографической ситуации.

Средняя зарплата у ярославцев, конечно, низкая, а все ж только в Москве и Петербурге она выше, чем у нас.

Ярославский губернатор А.И. Лисицын занимает третье место в списке наиболее успешных лоббистов, настойчиво добиваясь новых инвестиций и завоевывая на свою сторону российских и зарубежных промышленников.

Из интервью губернатора 2006 года, где он говорил о программе социально-экономического развития Ярославской области на 2001- 2007 годы под амбициозным названием "От выживания - к благополучию":

"Средняя зарплата жителя региона должна была к концу 2006 года достичь размера 7400 руб. У нас уже сегодня свыше 9000 руб. Объем промышленного производства на душу населения - 78,2 тыс. руб./чел. Имеем - больше 85 тыс. руб./чел. Полностью исполнены неизменно повышенные на 20 - 25%, по сравнению с Федерацией, обязательства по финансированию заработной платы работников бюджетной сферы".

Так что неудивительно, что ходят разговоры об объединении нескольких соседних областей в одну губернию со столицей в Ярославле. Для этого уже сегодня есть предпосылки: целый ряд предприятий способен обслуживать не только Ярославскую, но и все соседние области. Это, например, огромные торговые центры "Метро" и "Вернисаж", международный аэропорт "Туношна" единственный в этой части России - после Москвы, ледовый дворец "Арена 2000 Локомотив", новый Волжский мост.

Нельзя не заметить, что старый центр Ярославля довольно быстро становится чище и аккуратнее. Одна из небольших центральных улиц - улица Кирова стала пешеходной зоной, очень популярной среди ярославцев. Здесь расположены многочисленные бойко торгующие магазины. Сама улица выглядит очень привлекательно. Выдающихся памятников архитектуры на ней мало, но спокойная линия невысоких двух- и трехэтажных домов очень радует глаз. Вдобавок одним концом улица упирается в старинную Знаменскую башню См. Знаменская башня., а другим - в замечательную Ильинскую церковь См. церковь Ильи Пророка.

Вот вам еще один пример того, что необходимо бережно сохранять не только выдающиеся памятники старины, но и рядовую городскую застройку прошлых веков: Ильинская церковь, Знаменская башня, гостиница "Бристоль", Дом призрения ближних, стоящие прямо на улице Кирова или в непосредственной от нее близости, - все они выигрывают от того, что рядом с ними не стоят унылые безликие "хрущовки".

Новых зданий в заповедной части города в последние годы уже почти не появляется, а те, что все-таки возникают, стремятся как-то вписаться в пейзаж старого губернского города.

Если вдуматься, то это удивительно: в древних русских городах здания, возведенные в разные века, прекрасно сосуществуют. Храм XVI или XVII века, окруженный домами века XIX-го, выглядит так, как будто он и был задуман в таком соседстве. Такой "ансамбль" выглядит иногда торжественно, иногда весело, демонстрируя какое-то невольное чувство юмора. Ясно, что все это получилось само собой, но от этого не стало хуже.

А вот ложноклассицистические постройки сталинского периода, не говоря уж о невыносимо скучных домах из силикатного кирпича, в эту компанию не идут. И суперсовременные здания - офисы и коттеджи новых русских - тоже смотрятся инородным телом, хотя часто строятся по индивидуальному плану и, казалось бы, должны обладать "лица необщим выраженьем". Не обладают, ох не обладают...

Из важных новостроек последнего полувека можно отметить еще один мост - автомобильный - через Волгу. Правда, автомобильное движение развивается в Ярославле, как и во всей стране, так стремительно, что новый мост стал узким местом, источником бесконечных "пробок". В 2006 году в Ярославле появился еще один мост, и, надо надеяться, начнется, наконец, интенсивное развитие Заволжской части города См. Перспективы развития..

Еще одна важная новостройка - речной вокзал, действительно украсивший Волжскую набережную См. Волжская набережная, Речной вокзал. .

Что касается массовой застройки, то, справедливо ее браня, нужно все-таки быть объективным. После Великой Отечественной войны в Ярославле, как и во всей стране, очень остро встал вопрос о жилье. Строить стали много, хоть и далеко не всегда качественно См. Строительство в Ярославле. Появляется новый Дзержинский жилой район - Брагино - типичный "спальный" район города. Он не стал архитектурной гордостью Ярославля, но дал жилье многим тысячам горожан, которые остро в нем нуждались. Большинство из них переехали в Брагино из полуразвалившихся трущоб или коммуналок. Другое дело, что строилось все это наспех, дома быстро обветшали, и теперь городу надо заново решать вопрос о расселении тех, кто каких-нибудь двадцать-тридцать лет назад радовался, получив новую квартиру.

К сожалению, приходится констатировать, что и сейчас, когда новые дома строятся не под одну гребенку, ярославские архитекторы не радуют свой город интересными решениями. Вдобавок, новое жилье так дорого, что приобрести его теперь могут только состоятельные граждане, т.е. меньшинство ярославцев.

Число вузов Ярославля увеличивается с каждым годом. В 1944 году в наш город были эвакуированы медицинский и технологический институты и на их базе открыты наши, ярославские. Теперь их число возросло многократно - преимущественно за счет негосударственных учреждений и филиалов, которых сейчас около тридцати. Но на первом месте, конечно, старые вузы - воссозданный университет им. П.Г. Демидова См. Демидовский столп, Педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Медицинская академия, Политехнический университет, Сельскохозяйственная академия, Театральный институт, единственная в стране и, кажется, в мире Военно-финансовая академия, готовящая начфинов для российской армии. Из негосударственных вузов заметен МУБиНТ - Международный университет бизнеса и новых технологий См. Народное образование в Ярославле.

У Ярославля - большие международные связи. Наш город - член всемирной ассоциации городов-побратимов. Наши побратимы - это Эксетер в Великобритании, Пуатье во Франции, Берлингтон в США, Кассель в Германии, Коимбра - в Португалии Ювяскюля в Финляндии и Радом в Польше.

Ярославский речной порт через систему каналов имеет выход в Белое, Балтийское, Азовское, Каспийское и Черное моря. Единственный - кроме московских - международный аэропорт в Центральном федеральном округе - наш, Туношенский.

Ярославль имеет право гордиться тем, что началось именно здесь, у нас. Это например:

Ярославцы очень любят свою филармонию, а в ней - великолепный государственный академический симфонический оркестр, с которым с готовностью выступают лучшие отечественные и зарубежные исполнители. Помимо старейшего в России драматического театра имени Ф. Волкова, в Ярославле пользуется популярностью Театр юного зрителя, кукольный театр, а кроме них - целый ряд камерных театров.

Ярославль - город музеев. Достаточно назвать хотя бы Ярославский музей-заповедник, Художественный музей с филиалом "Русская икона", музей истории города и первый в России частный музей Дж. Мостославского "Музыка и время" См. Ярославские музеи.

Ярославль может гордиться и своими прославленными земляками или теми, чья судьба так или иначе оказалась связанной с нашим городом. Ряд из них уже был назван, но это - далеко не все, перечислять их можно долго. Упомянем на этот раз Н.А. Некрасова, Ю.В. Жадовскую, К.Д. Ушинского, Л.В. Собинова, М.А. Балакирева, Л.Н. Трефолева, М. А. Богдановича, А.К. Саврасова, Ф.И. Шаляпина, А.М. Опекушина, М.С. Петровых, а из наших современников - Л.П. Орлову, В.Н. Терешкову, А.Н. Яковлева, В.С. Розова, Н.А. Мухина. и др.

Всем им посвящены ссылки во второй части книги [перейти].

В 1875 году в Ярославле родился М.А. Кузмин - поэт, писатель, композитор, музыкальный критик Серебряного века.

В 1917 году в Ярославле родился Ю.П. Любимов - знаменитый режиссер, актер, народный артист России, в течение многих лет художественный руководитель Московского Театра на Таганке.

Несколько лет назад у нас появился лауреат знаменитой американской кинопремии "Оскар" - мультипликатор А.К. Петров, создавший в очень необычной манере фильм по повести Хемингуэя "Старик и море" и ряд других,Ю никак не хуже того, премированного.

В течение многих лет художественной жизнью Ярославского ТЮЗа руководил А.С. Кузин См. А.С. Кузин, один из самых ярких режиссеров современной России.

Немало родили Ярославль и ярославская земля толковых администраторов, хозяйственников, военачальников, политических деятелей. Перечислить всех нет никакой возможности. Но хоть одно имя все-таки надо назвать. Пусть это будет министр путей сообщения Советского Союза Б.П. Бещев См. Б.П. Бещев.

А уж коль скоро речь зашла не только о Ярославле, но и о Ярославщине, грех не вспомнить о гордости ярославской земли - о выведенной у нас породе романовских овец, о ярославской породе молочных коров, о брейтовской породе свиней, о том, что именно у нас впервые в России было налажено промышленное производство сыра, а знаменитый ростовский лук знали и вовсе повсюду.

И все-таки главная гордость Ярославля - это он сам, с его старинным центром, уютным и каким-то домашним, где самые обычные двухэтажные дома XVIII - XIX веков создают атмосферу соразмерности и покоя, а древние церкви, сверкая зелеными куполами и золотыми крестами, поют гимн гению русского народа. Недаром Ярославль иногда называют "Флоренцией русского Севера" и "Красавцем Поволжья".

В этом городе хочется жить.


Далее: Список ссылок Вверх: Ярославль - флоренция русского Назад: "Город прекрасный, город счастливый"

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
28.12.2007